НА ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН ГЛУХИХ В МОСКВЕ СОБРАЛИСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДЕСЯТКОВ РЕГИОНОВ

Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий


Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо проблематика перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных Таинствах.


С глухими и слабослышащими сегодня работают в 48 митрополиях Русской Православной Церкви. Такая впечатляющая география — продукт деятельности в основном последнего десятилетия: за это время число общин выросло с 21 до 75. Вообще же история окормления этой категории верующих, если не брать в расчет отдельные (и весьма скромные) дореволюционные попытки, исчерпывается новейшей эпохой: Первая община при Тихвинском храме бывшего Симонова монастыря возникла в начале 1990-х годов. Вполне естественно, что тон форуму задал священник Евгений Морозов — настоятель этого московского храма, имеющего ныне статус патриаршего подворья.


«Наверное, на большинстве приходов ощутили и продолжают ощущать урон, нанесенный пандемией коронавируса: некоторые прихожане, особенно пожилые или отягощенные хроническими физическими недугами, до сих пор не вернулись к богослужебной жизни из-за боязни инфицирования. Но для глухих это особенно актуально: не только они сами, но и их родные, их ближайшее окружение опасаются за здоровье семей. Как же быть, чтобы не потерять ни единого человека из паствы? — настроил аудиторию на рабочий лад отец Евгений. — Первостепенным сегодня считаю присутствие общин глухих и слабослышащих в социальных сетях. В их пабликах целесообразно размещать информацию о предстоящих богослужениях, краткие видеоролики о минувших и грядущих праздниках, отрывки из евангельских чтений и иконы празднуемых святых. Не менее важно поддерживать практику онлайн-трансляций богослужений, от которой после снятия массовых ограничений на посещение храмов почти повсеместно отказались.


А ведь если речь идет о Литургии с сурдопереводом, подобный канал — почти единственная возможность соприкоснуться с богослужением для неслышащего человека, который пока не может покинуть дом! Пускай многие и критикуют “молитву через сеть”, а для основной части верующих, в том числе и с физическими ограничениями, она по-прежнему не привычна, но зачастую переживаемые нами обстоятельства не оставляют иного выхода. Разумеется, при трансляции подобных богослужений не следует забывать фокусировать видеокамеру на священнике и на сурдопереводчике».


Докладчик коснулся весьма специфических, но важнейших особенностей христианской миссии в среде слабослышащих, в частности поэтапной организации православных общин. Сначала, советует отец Евгений, надо установить контакт с местным отделением Всероссийского общества глухих, где прекрасно знают своих подопечных. А в крупных городах, кроме того, необходимо посетить коррекционные школы и специальные классы для инвалидов по слуху в средних специальных учебных заведениях. «Познакомившись с контингентом, пригласите всех желающих на беседу или экскурсию по храму, где может завязаться непринужденное, доверительное общение. Ведь мало кто сразу готов к “тяжелой артиллерии” богослужений, непросто моментально окунуться с головой в церковную жизнь», — продолжает выступающий.


Священник привел примеры из пастырской практики, показывающие, насколько могут быть оторваны слабослышащие от привычных форм духовного просвещения, давным-давно ставших обыденными для подавляющего большинства наших современников. Так, недавно на патриаршее подворье бывшего Симонова монастыря прибыла группа глухих экскурсантов, представители сильного пола которые… прошли в храм, не снимая головных уборов. Другой случай: неслышащие родители пришли крестить своего ребенка—как оказалось, уже… дважды (!) до того крещенного.


По мнению отца Евгения надо рекомендовать духовенству, конечно, по благословению священноначалия, направлять обращающихся с просьбой о крещении и венчании глухих на «специализированные» приходы с сурдопереводчиками, где наработан соответствующий опыт и где служат знающие жестовый язык священники. По его мнению, этот опыт могли бы перенять и в других мегаполисах.


«Давайте неслышащей пастве хотя бы минимум знаний, прежде чем спрашивать с них по всей строгости заповедей, — рекомендует отец Евгений. — Глухие и слабослышащие требуют времени! В отличие, скажем, от ментальных инвалидов, которым Господь вменяет в праведность само посещение богослужения и участие в церковных Таинствах, этой части паствы сопутствует, так сказать, повышенная трудоемкость в окормлении. Глухой человек может быть красив внешне, неглуп по общему развитию, при этом иногда даже отдаленно не подозревает о греховности своей натуры. У слабослышащей молодежи, как правило, хромает нравственность, чего сами ее представители подчас не осознают. Важно поэтому в спокойной обстановке узнать, чем и с кем живет человек, как проходит его обычный день. Это совершенно не означает, что священник с ногами влезает в чужую жизнь! Наоборот, к пятой-шестой исповеди слабослышащему верующему откроются такие глубины обыденных грехов, что, поняв и осознав их, он окажется вам искренне благодарен».


Помимо работы по секциям, где были подробно рассмотрены отдельные вопросы повседневной деятельности (молодые прихожане, дети, социальная работа и помощь неимущим, зависимые и созависимые), участники форума из Санкт-Петербурга, Ижевска, Чебоксар и Перми выступили с емкими презентациями о своих храмах и приходах. Клирик московского храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине, заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Пантелеймон (Алешин) поведал о радости, буквально пронзившей всю общину, когда вместо специальных «отдельных» Литургий для слабослышащих по субботам, все прихожане стали совместно молиться по воскресным дням. С разрушением этой невидимой перегородки приход, в который влилась община слабослышащих, окончательно сплотился. Разумеется, идя на этот весьма значимый шаг своеобразной инклюзивности в литургической жизни, совместного евхаристического общения обычных людей и прихожан с ограниченными возможностями, следует заранее оговорить, в каком месте храма размещаются слабослышащие, где им лучше всего видеть сурдопереводчика, а выходящему из алтаря духовнику ни в коем случае нельзя забывать благословить свою паству: физический контакт, прикосновение теплой руки священнослужителя для глухого человека особенно важно!


Духовник общины глухих при казанском храме во имя преподобного Сергия Радонежского священник Сергий Петров подробно рассказал о четырех социальных проектах работы с этой категорией верующих, реализуемых сейчас в Казанской епархии. Это, прежде всего, курсы русского языка — грамотности и правописания. Курс основ компьютерной грамотности разработан для слабослышащих пенсионеров. Молодежь обучают основам робототехники и программирования. Наконец, еще одно начинание в Татарстанской митрополии не имеет пока прецедентов в Церкви: здесь организовали команду глухих по хоккею с шайбой. Заболевшая недавно корона- вирусом кировчанка Любовь Филимонова выздоровела еще не окончательно и потому приветствовала собравшихся дистанционно. Она вспомнила ныне почившую зачинательницу общин глухих в Кирове Елену Малинину, в свое время продавшую гараж, чтобы приехать на вырученные деньги в Москву и перенять опыт у обидны Тихвинского храма. Но земляки Филимоновой в столичном форуме все же участвовали, причем весьма активно. Важнейшую проблему стабильной взаимосвязи с духовником, в частности, затронула староста вятской общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери Людмила Сабурова. «Свыше полутора десятков лет нас окормлял в храме во имя святого равноапостольного царя Константина священник Игорь Шиляев. Он подготовил трех сурдопереводчиков, с 2011 года сам совершал Литургии с сурдопереводом. Вдруг неожиданно в начале этого года его перевели в другой храм, и мы все перешли за ним, продолжая жить тесной и дружной общиной. Ведь само церковное общение для нас происходит в основном через духовника…»


Вероника Леонтьева, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению


Главное, что удалось на форуме — более близкое знакомство с деятельностью православных общин, а для общин — знакомство друг с другом. Каждая из них прошла свой путь в том или ином направлении социальной и образовательной деятельности, достигнув определенных результатов. У кого-то лучше получается работать с глухими детьми (как например, у прихожан храма Тихвинской иконы Божией Матери московского Симонова монастыря) или рассказывать слепоглухим детям о Боге (как это делают в соборе Святой Троицы Ижевска). Кто-то больше знаком с проблемами молодежи с нарушениями слуха в современном мире и уже разработал свои пути привлечения молодых людей в храм — как, например, центр «Десница» общины неслышащих храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине. Кто-то преуспел в социальной деятельности, как вятская община глухих имени святой царицы Елены.


Михаил Терентьев



Опубликовано в Журнале Московской Патриархии №10 2020 года

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Патриаршее подворье Симонова монастыря г. Москвы

115280, Москва, ул. Восточная 4

+7 495 675 21 95

mail@tihchurch.ru