Храм Тихвинской иконы Божией Матери (XVII в.) – крупнейшая сохранившаяся постройка Симонова монастыря. Изначально храм был именован в честь преподобного Сергия Радонежского, а затем переосвящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По стилю архитектуры палата относится к московскому барокко. С востока к зданию примыкает трапезная церковь, с запада возвышается башенка, на верхнем ярусе которой первоначально размещалась смотровая площадка. Уникальной особенностью здания является наличие ступенчатого фронтона с западной стороны. Этот декоративный элемент хорошо сохранился и в настоящее время стал визитной карточкой Симонова монастыря.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери – крупнейшая сохранившаяся постройка Симонова монастыря. Храм был возведен в XVII веке при трапезной плате Симонова монастыря, исторически именуемой «Новой трапезной».
Основное строительство здания Новой трапезной осуществлялось в период с 1677 по 1685 год архитекторами Парфеном Петровым (по другим источникам – Потаповым) и Осипом Старцевым, работавшими в разные годы. В дальнейшем здание перестраивалось и достраивалось в 1796-1800, 1820, 1839-1842 годах.
Изначально храм был именован в честь преподобного Сергия Радонежского, а затем переосвящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковой южный придел – во имя святителя Феодора Ростовского, а северный – в честь преподобного Сергия Радонежского, нижний придел – крестильный храм в честь преподобного Александра Свирского.
По стилю архитектуры палата относится к московскому барокко. С востока к зданию примыкает трапезная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, с запада возвышается башенка, на верхнем ярусе которой первоначально размещалась смотровая площадка.
Уникальной особенностью здания является наличие ступенчатого фронтона с западной стороны, оформленный в духе европейского маньеризма. Этот декоративный элемент хорошо сохранился и в настоящее время стал визитной карточкой Симонова монастыря.
Стены Тихвинского храма были украшены росписью «в шахмат», представляющую собой многоцветную имитацию рустованной поверхности.
Внутри палаты расположен зал во всю ширину здания, перекрытый единым сводом. Такое весьма смелое решение стало прообразом для трапезных палат, построенных в Ново-Иерусалимском и Троице-Сергиевом монастырях (1686—1692 годы).
Вряд ли когда-нибудь удастся узнать, по какому именно чертежу возводилась первоначальная постройка. Несомненно одно: в замысле трапезной, безусловно, учитывались пожелания царственного ктитора, для которого предусматривалась и келья для проживания во время его посещений монастыря, и специальная «молельная палатка», примыкавшая с юга к четверику церкви. Недаром в качестве образцов указывались постройки в Кремле и палаты Михаила Тимофеевича Лихачева, одного из самых близких ко двору людей. Это может также подтвердить традиционное наименование трех помещений – «чертоги царя Феодора Алексеевича», «царские сени», «палатка для уединенного богомолья царя Феодора Алексеевича». Царь Феодор Алексеевич (род. 30 мая 1661 г., умер 27 апреля 1682 г.), скорее всего, так и не успел пожить в недостроенном здании, однако закрепившиеся за помещениями названия история сохранила.
Надо отметить, что в Правилах монастыря, относящихся к 1685 году, оговаривалось необходимое соблюдение братией следующих предписаний, касающихся трапезы:
«В братской трапезе, кухне, кладовых и погребах наблюдалась бы чистота, опрятность и во всем бережливость; все бы братия приходили в общую трапезу в приличном одеянии, и в оной сидели благочинно в совершенном молчании, питающе дух свой втайне молитвою, ум слушанием чтения, а тело с благодарением предлагаемыми брашнами.
Не дозволять своевольно брать без благословной вины братскую пищу по келиям, а кольми паче не угощать оною приходящих без благословения Настоятельского, в отвращение от сего могущих быть беспорядков. Никто также не должен из братии никого из посторонних вводить с собою в трапезу для вкушения без ведома Настоятеля или Наместника».
Дальнейшие сведения о трапезной церкви относятся уже к XVIII веку. Серьёзные государственные преобразования, проводимые Петром I, безусловно, подорвали благополучие Симонова монастыря, так что всё чаще оказывалось, что на поддержание ветшающих построек у монастыря нет средств.
18 июля 1843 года был освящен нижний придел во имя покровителей семьи Мусиных-Пушкиных – св. мч. Валентина, Параскевы и св. Василия Блаженного. Придел был устроен на вклад графов Мусиных-Пушкиных над их гробами, по правую сторону Тихвинского алтаря. 18 июня 1844 года был освящен северный придел прп. Сергия Радонежского, обустроенный на средства статского советника Сергея Лепехина.
В 1923 году обитель была закрыта, в Тихвинском храме устроен Музей военно-крепостной обороны. В 1930 году храмы и постройки монастыря были взорваны, но здание трапезной с Тихвинским храмом уцелело.
До середины 1950-х годов здание трапезной с храмом использовалось для бытовых нужд, в основном как жилье для рабочих близлежащих заводов. В 1960-х годах здесь разместился цех промкомбината «Рыболов-спортсмен».
Храм Тихвинской иконы Божией Матери представляет собой уникальный памятник архитектуры XVII века и признан объектом культурного наследия федерального значения. В 1994 году в составе комплекса зданий Симонова монастыря храм Тихвинской иконы Божией Матери был передан Русской Православной Церкви. В настоящее время под сводами храма находится 5 приделов: Тихвинской иконы Божией Матери (центральный), свт. Феодора Ростовского (южный), прп. Сергия Радонежского (северный), Всех святых (нижний), последний придел находится в крестильном храме и еще не освящен.
(Из работы Л.А. Шитовой «Симонов монастырь: зеркало истории» – м.: прогресс- традиция, 2016. – 736 с., ил.)