Успенский собор – одна из первых каменных построек Симонова монастыря – был построен на средства богатого купеческого рода Ховриных. Архитектура собора являет собой пример оригинальной русской переработки византийского крестовокупольного храма, который получил на Руси совершенно иную трактовку, определившую новый архитектурно-художественный облик русского здания. Успенский собор был взорван большевиками в 1930 году.
Продолжение: О постройке каменного собора во имя Успения пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре текст с небольшими различиями помещен в нескольких летописях: «1405 г. (6913) тоя же осени октября 1 священа бысть церковь камена на Симанове, успение святыа Богородица, юже основа Феодор архимандрит, а съвръши князь великии Василей Дмитриевич, а священа по первом основании в 26-е лето».
Успенский собор – одна из первых каменных построек Симонова монастыря – был построен на средства богатого купеческого рода Ховриных. Вкладная и кормовая книга сообщает нам, что основатель рода «Григорей Ховра да жена его Агрепена начало учинили Симонову монастырю и церковь каменную болшую они воздвигли и кельи многие они поставили». Гость-сурожанин Григорий Ховра, по одним сведениям – грек по происхождению, выехавший в Москву из Крыма, по другим – русский, участник похода на Куликово поле, явно стремился своими богатыми денежными вкладами в близкий ко двору монастырь и сооружением в нем каменных зданий укрепить свое положение среди московской знати. Освятил собор 1 октября 1405 года сам митрополит Киприан.
В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел “на полатех” (т.е. на хорах) в Успенской соборной церкви и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола.
В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.
Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 года к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Для подсобных работ к этой постройке созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг.
Собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг.
Судя по иконографическим материалам, кирпичный Успенский собор Симонова монастыря был построен по давно установившемуся типу четырехстопного, трехапсидного одноглавого храма на высоком подклете. Его стены были расчленены трехуступчатыми пилястрами, отделяющие боковые прясла стен, с развитыми капителями на лопатках. Барабан был также обработан пилястрами. Его увенчанный небольшими декоративными кокошниками верх обрамлял покрывавший его купол. Килевидные кокошники, обрамляющие купол, аналогичные кокошникам, венчающим барабаны владимирских храмов, дополняли живописную композицию верха.
Очень существенной для общей архитектурной композиции собора явилась объединение его с открытой галереей-гульбищем. Такие открытые галереи на сквозных аркадах, служащие пьедесталом для здания, в ХVI-ХVII веках стали одним из излюбленных архитектурных приемов. Галерея окружила стены собора с трех сторон, кроме восточной. Широкая открытая лестница вела на высокую галерею собора, к его великолепному перспективному порталу. Есть мнение, что выстроенный в середине ХVI века храм воспроизводил архитектурные формы своего предшественника, сочетая их с формами, характерными для новых художественных вкусов.
Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., в настоящее время находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местном ряду была икона Вседержителя, которой преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен.
Успенский собор — пример оригинальной русской переработки византийского крестовокупольного храма, который получил на Руси совершенно иную трактовку, определившую новый архитектурно-художественный облик русского здания.
Симонов монастырь закрыли в 1923 г. В январе 1930 г. Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.
О взрыве Успенского собора
21 января – трагичная дата для Симонова монастыря и для всей Москвы: в 1930 году комиссия ВЦИК решила взорвать самый древний храм столицы – Успенский собор Симонова монастыря вместе с пятью крепостными башнями и высокой колокольней Константина Тона.
Этот взрыв был не рядовым разрушением большевиками исторических святынь, но особым актом богоборческой власти, приуроченным к шестой годовщине смерти Ленина.
Снос монастыря проводился в полной секретности. Накануне, 20 января, дороги в Ленинской слободе были перекрыты, а людям, проживающим в общежитиях на территории монастыря в срочном порядке приказали покинуть свои жилища.
Бригады красноармейцев закладывали взрывчатку в стены собора и колокольни несколько часов. Поодаль, на крыше завода «Динамо», был оборудован наблюдательный пункт, с которого и руководил взрывом Роман Елизаветович Давидсон.
Древние постройки рухнули не с первого взрыва. После второго покатилась волна гула, содрогающегося землю. Про этот гул рассказывали те, кто уже в наше время приходили на экскурсию в Симонов монастырь – их родители запомнили, как на рассвете 21 января 1930 года «загуляла» земля под ногами.
Советский журналист Михаил Кольцов (Моисей Фридлянд) восторженно описал события взрыва Симонова монастыря в газете «Правда»: «Нет, это замечательно! — собор раздробился на совершенно отдельные, разъединенные цельные кирпичи. Они лежат как горка сахара-рафинада…»
После взрыва на руинах был организован митинг с оркестром, речами и песнями. Первые ряды плясали, середина молчала, а последние ряды – рыдали. Около 8 тысяч рабочих разбирали монастырские руины.
(Из работы Л.А. Шитовой «Симонов монастырь: зеркало истории» – м.: прогресс- традиция, 2016. – 736 с., ил.)