— ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК —

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА

Годы юности в Италии
Преподобный Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в 1475 году, в семье состоятельного просвещенного греческого сановника в городе Арте, в Албании.
Родители, Мануил и Ирина, исповедовали христианство. Преподобный получил блестящее образование в Италии, куда после падения Константинополя переселилось много греков и где процветали науки. В то время Италия была наводнена вольнодумцами, что имело влияние и на юного Михаила.
Он много путешествовал, изучал языки и науки во Флоренции, Падуе, Милане. В Венеции работал в типографии, корректируя издания греческих отцов. После работал учителем греческого языка и переписывал труды отцов Церкви.
В Италии молодой и впечатлительный Михаил попал под влияние известного и популярного в то время религиозного и политического деятеля Иеронима Савонаролы и стал ревностным католиком. Известно, что Савонарола был очень популярен, продвигал христианские идеалы, одним из его почитателей был Микеланджело Буанаротти.
С юности Михаил сохранил внушенную Савонаролой ревность в борьбе с пороками и беззакониями, которую он сохранил на всю жизнь.

Путешествие на Русь
В 1505 году Михаил отправляется на Афон и в греческом Ватопедском монастыре принимает монашество с именем Максим.
На протяжении 10 лет преподобный с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне греческими императорами Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном.
В то время великий князь Московский Василий III пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого монаха. Выбор пал на Максима.
В 1518 году он прибыл в Москву. Монаха встретили с почетом и поместили в придворном Чудовом монастыре, ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, «Деяний апостолов» и другие богослужебные книги.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же московскую кафедру занял митрополит Даниил, положение изменилось.
В богослужебных книгах преподобный обнаружил множество ошибок, подчас еретических. Он часто порицал русских и нажил много недоброжелателей, обличая московских бояр в показном благочестии, разврате, неправом суде. Это вызвало немалый ропот, в отместку его оклеветали перед великим князем.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно».
Отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников, перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться страстям.
После того, как Максим выполнил работу и попросил отправить его домой, ему было отказано по причине необходимости перевода других книг.


Суды над преподобным
Преподобный стал «занозой» в глазах великого князя. По своей натуре он был прямодушным и далеким от дипломатических игр, высказывался резко и нелицеприятно.
Увлеченность Максима работой не способствовала знакомству с русским менталитетом, особенностями придворной морали и этики. То, что он считал необходимым следованием духу Предания Церкви, власть интерпретировала как вызов, вольнодумство и бунтарство. В результате его заковали в кандалы и в 1525 году отправили в темницу Симонова монастыря под предлогом умышленной порчи книг и ошибок в переводах. Великий князь оболгал его в злоумышлении против государства, в связях с турецкими пашами и подстрекательству султана к войне против Руси.
Как писал историк Василий Ключевский, к Максиму Греку сюда, в Симонову обитель, приходила московская интеллигенция, чтобы побеседовать и поспорить «о книгах и цареградских обычаях», так что эти собрания стали похожи на «ученый клуб».
Вскоре состоялся суд и преподобного отконвоировали в Волоколамскую темницу. Условия его содержания там и мучения были такими жестокими, что, по свидетельству летописи, «он дошел почти до омертвения».
Однако со страданиями преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими земными муками избавишься вечных мук». В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну».
Через шесть лет власти опять устроили суд, они искали оправданий издевательствам над святым. Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного в хуле на священные русские книги. Максим Грек кротко и смиренно давал показания и призывал к милосердию, по-христиански просил простить его за возможно допущенные ошибки по немощи, но это не помогло.
После очередного суда его отправили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия, который довольно милостиво обходился с невинно пострадавшим.
В 1534 году скончался великий князи и для Максима Грека блеснул луч надежды на снятие опалы. В этот период им был составлен труд «Исповедание веры». Максим обращался к новому митрополиту Иоасафу и боярам. В результате преподобному было дозволено посещать Божий храм и причащаться Святых Даров.

Гонения и труды до самой кончины
Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа».
В 1545 году к царю обратились восточные Патриархи, они просили позволить Максиму возвратиться на Афон, но просьба была отклонена.
Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр и он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом он усердно работал над переводом Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили дух монаха.
Известен факт, что в 1553 году государь Иоанн посетил старца. Этому предшествовало предостережение, что если царь откажется внять совету преподобного немедленно утешить людей, осиротевших и овдовевших в результате похода на Казань, то царевич умрет. Царь не внял и царевич действительно умер.
Преподобный Максим мирно почил о Господе 21 января 1556 года и был погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак.


Обретение мощей и прославление преподобного Максима Грека
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых был канонизирован и преподобный Максим Грек.
Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Возникла необходимость в археологических раскопках.
24 июня 1996 года начались раскопки на территории некрополя Троице-Сергиевой Лавры и 1 июля был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека.
Его святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое было произведено специалистами Российской Академии наук. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.
До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года, по благословению святейшего патриарха Кирилла, они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака установлена на месте обретения мощей преподобного, у северной стены.


Дни памяти преподобного Максима Грека:
21 января/3 февраля
21 июня/3 июля — обретение мощей
6 июля/19 июля — Собор Радонежских святых
Первое воскресенье перед 26 августа/8 сентября — Собор Московских святых
Первое воскресенье после 29 июня/12 июля — Собор Тверских святых