О русском мыслителе Николае Яковлевиче Данилевском поговорили в Симоновом монастыре

17 декабря в Симоновом монастыре Москвы состоялось очередное заседание Сергиевского клуба. На этот раз оно было посвящено значимой дате – 200-летию национального мыслителя, Николая Яковлевича Данилевского. 

В начале вечера ведущая собрания, писатель и секретарь Русского просветительского общества им. Императора Александра III Елена Семёнова представила доклад о Берлинском конгрессе, который стал, по сути, некой моделью, прообразом нового мирового порядка. Там были явлены ключевые силы и цели, обозначены механизмы их реализации – в первую очередь, в отношении России. В дальнейшем сценарий, реализованный в ходе Балканской войны и Берлинского конгресса реализовывался не единожды и реализуется по сей день на наших глазах.

Выступление историка и писателя Диониса Каптаря было посвящено взращиванию украинского проекта, начатого ещё Австро-Венгрией в 19 веке, активно развитого большевиками и достигшего кульминации в наши дни.

Постоянный участник встреч клуба, историк, профессор Александр Александрович Черёмин посвятил своё выступление менее известной, нежели геополитическая, грани деятельности Данилевского. Он рассказал о Николае Яковлевиче как о крупном учёном, исследователе, который, в частности, много работал в родной для докладчика Астраханской губернии.

Примечательное рядом заключений и примеров выступление сотрудника дома-музея Алексея Фёдоровича Лосева Ивана Жубрина, в котором докладчик коснулся работ современного публициста Александр Дугина, вызвало живую и весьма содержательную дискуссию.

Выступавший следом историк и публицист, знаток русской философии, Михаил Борисович Смолин представил основополагающие взгляды Николая Яковлевича и их значение, проведя параллели со взглядами современных ему мыслителей, как единомысленных, прежде всего, славянофилов, так и расходящихся с ним – например, В.С. Соловьевым. Доклад Смолина стал своего рода кратким экскурсом в традицию русской философской мысли.

Ещё одну грань наследия и деятельности Данилевского – социальную – раскрыл в своём докладе координатор московского отделения Русского Имперского Движения Павел Васильев.

Прибывший из Петербурга режиссёр-документалист, историк и журналист Виктор Сергеевич Правдюк рассказал о судьбе крымского имения Данилевского Мшатка, в защиту которого русская общественность по инициативе РПО этим летом направляла обращения и в министерство культуры Крыма, и в министерство культуры России. Увы, безрезультатно. К заброшенной могиле по-прежнему нет доступа, а над усадебным парком нависает угроза застройки.

В завершении вечера Виктор Правдюк передал специальный приз Тихвинского кинофестиваля, учреждённый при участии РПО (резная плакетка с образом Спаса работы мастера Владимира Тонконога, книга «Александр Великий» и диплом конкурса за подписью епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава) режиссёру Галине Огурной. Елене Николаевне Чавчавадзе был вручён серебряный знак РПО в виде Императорского вензеля, которым Общество ежегодно отмечает русских просветителей. Символично, что награда, присуждённая в Тихвинской обители, была вручена в храме Тихвинской иконы Божией Матери.

Наследие Николая Яковлевича Данилевского весьма богато актуальными для наших дней мыслями, идеями. Многие из них были озвучены на вечере Сергиевского клуба. В заключении собрания Елена Семёнова зачитала давшую ему название государственную аксиому философа, формулу: «Народность составляет существенную основу государства, самую причину его существования, и главная цель его и есть именно охранение народности. Из самого определения государства следует, что государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала и вообще не имеет никакой причины существовать».